Время работы:
с 7:00 до 19:00
Телефон:
32-94-20, 32-91-87
Адрес:
пр-т Речицкий, 81
246012, г.Гомель,
Республика Беларусь

 

Меню

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Советского района г. Гомеля

Государственное учреждение образования «Детский сад № 155 г. Гомеля»

 

Консультация для родителей:

«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

 

Составитель:

учитель - дефектолог

Калач Марина Владимировна

 

 

Гомель, 2023 год

Недоразвитие речи у детей с нарушениями зрения встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройства речи детей с нарушениями зрения являются серьёзным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.

В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность таких детей к обучению чтению, письму, математике, а в дальнейшем могут явиться причиной неуспеваемости.

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования фонематических процессов, лексико – грамматической и семантической стороны речи.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. По определению Р.Е. Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему.

Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с дефектами зрения нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно – падежных конструкций и слов с пространственно – временными значениями. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения, а также математическими умениями.

У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете; недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия предметов. Кроме того, присутствуют трудности оптического и оптико – пространственного анализа, недефференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.

Только раннее выявление затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.

Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Среди них чаще встречаются дети с врождёнными формами зрительной аномалии, что способствует нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.

 

footer