Государственное учреждение образования Детский сад
№ 155 г. Гомеля
ПОЙМИ,ПРИМИ,ПРИЗНАЙ И ВОСПИТАЙ ЛЮБЯ!
Отдел образования, спорта и туризма администрации
Советского района г. Гомеля
Государственное учреждение образования «Детский сад № 155 г. Гомеля»
Консультация для родителей:
«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Составитель:
учитель - дефектолог
Калач Марина Владимировна
Гомель, 2023 год
Недоразвитие речи у детей с нарушениями зрения встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройства речи детей с нарушениями зрения являются серьёзным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.
В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность таких детей к обучению чтению, письму, математике, а в дальнейшем могут явиться причиной неуспеваемости.
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения детей сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования фонематических процессов, лексико – грамматической и семантической стороны речи.
Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. По определению Р.Е. Левиной, речевые расстройства у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему.
Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей с дефектами зрения нарушается формирование пространственных представлений, возникают трудности усвоения предложно – падежных конструкций и слов с пространственно – временными значениями. Дети испытывают трудности в овладении навыками письма и чтения, а также математическими умениями.
У детей с дефектами зрения наблюдается неточность представлений о форме, величине, цвете; недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия предметов. Кроме того, присутствуют трудности оптического и оптико – пространственного анализа, недефференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.
Только раннее выявление затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.
Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребёнка. Среди них чаще встречаются дети с врождёнными формами зрительной аномалии, что способствует нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.