Государственное учреждение образования Детский сад
№ 155 г. Гомеля
ПОЙМИ,ПРИМИ,ПРИЗНАЙ И ВОСПИТАЙ ЛЮБЯ!
«Наш папа тоже молчал до трех лет, а потом сразу предложениями заговорил…», «Мы в семье понимали, нам казалось, что все в порядке…», «Мальчики позже начинают говорить, вот мы и не беспокоились…» С такими объяснениями от родителей часто сталкиваются специалисты по речевому развитию. Удивительно, что в современном обществе до сих пор бытует миф о том, что к логопеду нужно обращаться только после трех лет. В итоге за помощью к нам приходят слишком поздно, когда отставание в речевом развитии может достигать нескольких лет. Восполнение этого пробела – сложная коррекционная задача, требующая зачастую организации специальных условий обучения и воспитания. А ведь проблему можно было предотвратить или, по крайней мере, сократить в раннем возрасте.
Речь – сложный психический процесс, отражающий работу многих систем нашего организма: слуховой функции, внимания, памяти, мышления. Характер зарождения и развития речи говорит об особенностях формирования смежных процессов. Так, отсутствие словарного запаса в определенном возрасте может сигнализировать о снижении слуха, расстройствах аутистического спектра и ряде неврологических проблем.
Выявление причины задержки помогает вовремя определить комплекс мероприятий для запуска речи. В некоторых случаях для этого может понадобиться не только занятие у зеркала по постановке звуков, но и работа по общему моторному развитию, активизация познавательного потенциала или подбор слухового аппарата.
Маркеры, на которые нужно обратить внимание
Безусловно, не нужно паниковать, если ребенок говорит меньше слов, чем соседский. Все дети разные и их развитие идет неравномерно. Но есть определенные маркеры, на которые следует обратить внимание:
Такие особенности речи должны стать поводом для обращения к неврологу, лору и логопеду в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как минимум, родители получат рекомендации о том, как взаимодействовать с малышом для активизации его речевого потенциала, как максимум — более детальную диагностику и раннюю коррекционную помощь от профессионалов.
В случае подозрения на речевое нарушение до 3 лет распространенное заключение специалистов — ЗРР (задержка речевого развития). Этот диагноз предполагает стойкое отставание в развитии всех компонентов устной речи. Страдает понимание обращенной речи, полнота, точность и количество произносимых слов, интонационная окраска речи. Причины ЗРР разнообразны. Они могут быть связаны как с незначительными функциональными задержками, вызванными, например, частыми болезнями или бедной коммуникационной средой малыша, так и более серьезными поражениями речевых центров головного мозга, полученными в результате инфекций, интоксикаций, травм, асфиксий, применения ряда препаратов в период беременности, родов и новорожденности. В любом случае, если оставить проблему без внимания есть высокая вероятность, что в старшем возрасте разрыв между речевым недоразвитием и нормой достигнет нескольких лет и ребенку придется заниматься в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Как помогут специалисты?
Что могут предложить специалисты для преодоления речевых проблем в столь нежном возрасте? Невролог по показаниям может выписать препараты, улучшающие мозговое кровообращение и тем самым активизирующие речевые центры. Опытный логопед скорее всего начнет работу с такой базовой задачи, как подготовка ребенка к развитию речевых навыков. Для этого понадобятся внимание ребенка, умение подражать крупным и мелким движениям, понимание ряда инструкций, осознание структуры занятия. Все это формируется в процессе игры и общеразвивающих упражнений. По мере появления способности к подражанию будут вводиться задания на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха при постоянном наращивании словаря и совершенствовании грамматического строя речи. Нужно сказать, что логопед, работающий с детьми раннего возраста, достаточно редкое явление. Попробовать отыскать таких специалистов можно в центрах раннего вмешательства при поликлиниках или в коррекционных центрах. В некоторых садах могут открываться группы для детей с задержкой речевого развития. Уточнять эту информацию следует в районных отделах образования или центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства. При этом не следует забывать, что более 50% успеха в процессе формирования речи ребенка будет зависеть от участия родителей.
Что могут сделать родители?
Что же могут предпринять мамы и папы, не дожидаясь вмешательства специалистов или дополняя их работу?
Вот несколько рекомендаций:
Дефектолог - Рыбченко А.В.