Государственное учреждение образования Детский сад
№ 155 г. Гомеля
ПОЙМИ,ПРИМИ,ПРИЗНАЙ И ВОСПИТАЙ ЛЮБЯ!
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов», а итогом работы является развитие связей речи – умение ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.
Ребёнок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путём. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», а первыми – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно – действенным путём. Чтобы ребёнок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте – вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Каменский). Органы внешних чувств – орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребёнка действительность – неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.
Речь у ребёнка формируется к концу первого года жизни на основе развития фонематического слуха и голосового аппарата.
К этому же времени быстро растёт словарный запас, и происходит овладение грамматическим строем родного языка, расширяется восприятие и представления у детей об окружающем их мире.
Ребёнок часто ставит вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Почему так?» и так далее. По мнению Б.Г. Ананьева, первая реальность речи – это предметная соотнесённость слов с предметом. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи, многообразнее соотношение слова с понятийным содержанием предметного мира. Согласно взглядам Л.С. Выготского, как зрячий, так и слепой сам должен активно добывать знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности, которая пустила глубокие корни в тифлопедагогике. Эта правильная мысль ценна и необходима и в настоящее время.
Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слов возникает не сразу, это результат постепенного развития. На самом раннем этапе развития речи ребёнок воспринимает слова как единый, нерасчленённый звуковой комплекс, обладающий определённой ритмико – мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием способности различать фонемы, входящие в состав слов. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарём и правильным произношением слов. У ребёнка формируются тонкие, дифференцированные акустические и артикуляционные образы и отдельные звуки.
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.
Ребёнок с дефектами зрения испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с нарушением зрения характерны вербальные (словесные, не подкреплённые чувственным опытом) представления. Нарушения в соотнесении образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно – кинетических ощущений, памяти и речи.
В ходе полисенсорной, предметно – практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребёнка.
Компенсаторное значение речи и её функций у слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания, на которую через обучение и воспитание влияют родители, воспитатели и врачи. Коррекционная работа должна проходить с помощью слова, образа и лечения. Она должна касаться всех сторон психической деятельности слабовидящих детей. У слабовидящих слово как понятие направлено на восприятие, мысль. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий.
Компенсаторная функция речи способствует общению детей с дефектами зрения, их ориентировке в коллективе, формированию из них личностей, подготавливает к трудовой и общественной деятельности. Необходимо так построить учебно – воспитательную работу, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций. Для этого требуется совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога, которая может дать объективные сведения в отношении степени понижения остроты зрения, глазного заболевания, прогноза его.
Особенности развития детей с нарушением зрения (их восприятие речи, мышление) указывает на то, что к этим детям необходимо применять особые средства и приёмы в воспитании и обучении. Обязательно нужно осуществлять индивидуально – дифференцированный подход в обучении.
учитель - дефектолог
Калач Марина Владимировна